- Сергей Васильевич, как мировой кризис сказался на экономике Республики Абхазия?
- Я считаю, что уходящий год, несмотря на все трудности, был удачным. Мы почувствовали первые результаты от признания нас великой державой - Российской Федерацией. Даже мировой экономический кризис пока скорее пошел нам на пользу: именно в 2009 году наблюдался рекордный за все годы независимости поток туристов - около миллиона человек! Многие из них по финансовым соображениям отказались от поездок в Крым, на российское Черноморское побережье или в Турцию. А наши курорты отличаются относительно низкими ценами. Во-вторых - и это очень важно! - у людей наконец-то отпали все сомнения по поводу безопасности: заключенные с Россией соглашения о военном и пограничном сотрудничестве стимулировали резкое увеличение потока российских туристов на абхазское побережье.
- Говорят, в годы кризисов создаются большие состояния.
- Что ж, возможно, этот тезис справедлив не только для людей, но и для государств. (Смеется.) Признание Абхазии пришлось на начало мировой рецессии! На выходе из нее у нас начинается серьезный экономический рост, основанный не только на поддержке России, но и на собственных усилиях, использовании наших внутренних резервов. Причем мы ориентируемся не только на природно-климатические возможности, существующую курортную инфраструктуру. Мы будем возрождать промышленные объекты в удаленных от побережья частях республики, чтобы и там обеспечить занятость людей. В центре нашего внимания - аграрный сектор, возрождение села, где в наиболее полном виде сохраняется самобытная абхазская культура. Так что для нас это проблема не только экономическая.
- Выходит, мировая буря миновала Абхазию?
- Так сложилось, что Абхазия в годы экономического подъема в мире не рисковала своими капиталами на биржах, не влезала в долги, ссылаясь на будущие доходы. Нам было не до финансовых игр, надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, в условиях блокады и постоянных вооруженных провокаций сохранять экономику. Когда нынешнее руководство Абхазии приступало к работе, в 2004 году, государственный бюджет составлял 400 млн. рублей, на рублевом счету страны было 2200 рублей, на валютном - 168 долларов. Мы были вынуждены в буквальном смысле латать дыры: чинить крыши, водопроводы, дороги. Не все еще сделано, не все у нас получилось, но бюджет Республики Абхазия на 2010 год запланирован в 2 млрд. 200 млн. рублей. Для страны с населением 220 тысяч это неплохой показатель. После признания начался и приход реальных инвестиций: в основном из Российской Федерации.
- Значит, вы, как руководитель государства, знаете рецепт: как избежать кризиса и как из него выходить?
- Рецепты здесь самые простые: заниматься реальной экономикой, а не ее виртуальным клоном - фондовым рынком. Товар должен стоить именно столько, сколько он стоит, столько, сколько в него вложено реального труда. Когда в дело включаются финансовые посредники - биржевики, когда они включают свои мнимые услуги в стоимость товара, рано или поздно случается кризис. Созданный как инструмент для привлечения дополнительных инвестиций в реальную экономику, фондовый рынок стал «штучкой в себе», виртуальная экономика поглотила реальную. Теперь, чтобы решить проблему, на мой взгляд, необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, вернуть фондовый рынок и спекулятивный банковский капитал на прежние, инструментальные позиции. Во-вторых, отказаться от доллара как единственной резервной валюты в системе международных расчетов, создав «корзину» региональных валют с аналогичными функциями. В-третьих, усилить контроль со стороны ведущих государств за процессами в мировой экономике и научиться своевременно реагировать на возникающие диспропорции. «Невидимая рука» рынка сама ничего не исправит. Думаю, все в этом убедились.
- Что для Абхазии является приоритетным в экономической политике?
- Инфраструктурные проекты и малый бизнес.
- Какие конкретно инфраструктурные проекты вы имеете в виду?
- Прежде всего - транспортные магистрали, без которых серьезное развитие невозможно. Например, восстановление и реконструкция с учетом современных инженерных требований Военно-Сухумской дороги, которая соединит курорты Домбая и абхазского побережья Черного моря, даст серьезный толчок социально-экономическому развитию российских регионов, в частности, Северо-Кавказского. Товары и грузы с Юга России смогут пойти на портовые терминалы, которые мы будем строить. От российского Черкесска до Сухума по Военно-Сухумской дороге всего 274 километра, а труднопроходимый участок составляет примерно километров 25. Возникновение этого транспортного коридора выгодно и России, и Абхазии. Движение товаров, людской поток из Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ставропольского края, других субъектов Южного федерального округа, обладающих колоссальным потенциалом, через Карачаево-Черкесию в Абхазию и далее в другие регионы мира существенно изменит экономические возможности и будет, безусловно, мощным толчком в развитии.
В числе приоритетов, конечно же, и восстановление авиасообщения. Международный аэропорт «Сухум» может принимать любые типы воздушных судов весом до 125 тонн, что соответствует мировым стандартам, он обладает лучшими на Кавказе характеристиками взлетной полосы, ее длина - 3640 метров, что вдвое длиннее, чем полоса в ближайшем российском аэропорту в Адлере. Однако Абхазия пока не является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), поэтому мы не можем сами организовать международное авиасообщение из абхазской столицы. Кроме того, хотя взлетная полоса и в хорошем состоянии, но необходимы значительные средства на модернизацию навигационной системы, электроники, строительство терминалов. Здесь мы рассчитываем на поддержку Российской Федерации: готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве в области воздушного транспорта. Россия поможет нам наладить авиасообщение, а также, мы надеемся, будет представлять в ИКАО наши интересы. Но, в то же время, было бы интересным участие в восстановлении авиасообщения и других стран.
Подобные соглашения намечаются и по железной дороге - сначала по восстановлению движения электричек между Сочи и Сухумом, Сухумом и Очамчырой, затем по созданию новых маршрутов из России. Как и в случае с авиасообщением, мы намерены здесь использовать экономическую схему, позволяющую не менять собственника, - доверительное управление. В данном случае в качестве доверительного управляющего мы видим компанию ОАО «Российские железные дороги», стопроцентным собственником которого является Российское государство. Но пока это - только обсуждаемый вопрос.
Серьезная тема - открытие морского сообщения. Больше половины плавсредств, некогда составлявших республиканское морское пароходство, находится на территории Грузии. Сейчас Сухумский порт располагает лишь несколькими грузовыми и прогулочными катерами, которые нуждаются в серьезном ремонте, а если говорить с точки зрения современного развития морского сообщения - в полной замене судов.
Их восстановление, оснащение современным навигационным оборудованием требует инвестиций, однако вложения в инфраструктурные проекты всегда окупаются сторицей. Причем речь идет не только об организации пассажирского сообщения, но, в большей степени, и об использовании порта для доставки грузов в строящийся олимпийский Сочи, как, впрочем, и в смысле развития грузооборота в Черноморском бассейне.
- Но Абхазии необходима и современная телекоммуникационная инфраструктура, развитие Интернета, мобильной связи, других современных технологий.
- Безусловно. Но в этом направлении у нас более ощутимые результаты. Сегодня в стране активно развиваются два оператора сотовой связи, которые предлагают своим клиентам самые современные услуги. Мы можем гордиться тем, что на всей территории Абхазии уже как год работает система 3G, готовятся к введению более новые технологии. Более 90% территории республики покрывается обслуживанием сотовых операторов. Вся сеть фиксированной связи уже переведена на цифровые АТС. Хочу отметить - все это было произведено до признания независимости Абхазии, в условиях повышенного риска. Мы можем гордиться и тем, что во всей республике уже работает проект цифрового телерадиовещания, а в пакете бесплатных общедоступных телеканалов населению предоставляется возможность принимать программы всех российских федеральных телеканалов и абхазского национального телевидения.
Эти проекты осуществлены при помощи российского бизнеса, российских инвестиций. Мы нашли удобную для обеих сторон экономическую формулу, которая обеспечивает, к тому же, и социальный аспект вопроса, и отвечает нашему стремлению к формированию общего культурно-информационного, социально-экономического пространства.
А без всего вышеперечисленного не будет условий для развития малого бизнеса, а значит, не будет достатка у граждан Абхазии. Без малого бизнеса государственные инвестиции в инфраструктурные проекты никогда не окупятся. Но я убежден, что перемены, которые заметит каждый, не заставят себя долго ждать, поэтому я даже не стал бы подробно останавливаться на заманчивой теме нефтедобычи.
- В Абхазии есть нефть? Я думал, это информационная «утка», запущенная, чтобы позлить некоторых ваших соседей.
- Ответственно заявляю: нефть в Абхазии есть! Конечно, мы не сможем стать такими влиятельными игроками на мировом рынке, как Россия и страны ОПЕК, однако обеспечить себя нефтепродуктами сможем полностью. Мы подписали с «Роснефтью» соответствующий контракт, и в 2011 году они намерены начать сейсморазведку, а затем добычу нефти. По данным геологоразведки, произведенной еще в советский период, шельф абхазского побережья Черного моря хранит в себе от 300 до 500 млн. тонн нефти.
- Ее добыча не будет представлять экологическую опасность для уникальных курортов Абхазии?
- Современные технологии позволяют вести разработку и добычу нефти без ущерба для экологии региона. Вы знаете, что в Грузии над этой задачей работают семь американских компаний, в Турции - три компании, всерьез занялись проблемой в Болгарии, Румынии? Наконец, Россия ставит платформу перед Туапсе и Анапой. Ничего, что это в нескольких десятках километров от нас по побережью? А если там что-то случится, это не помешает нашим курортам? А на нашем участке находятся, между прочим, самые значительные запасы. И что, будем ждать, пока Грузия поставит у самой границы платформу и начнет через линзу откачивать нашу нефть?
- Вы приглашаете к себе зарубежных инвесторов. А чем их заинтересовываете, как стимулируете?
- Множество серьезных налоговых льгот. На мой взгляд, это то, что государство обязано делать. Освобождение от налогов на имущество и на прибыль на определенный период, многие другие послабления. Мы регулярно совершенствуем национальное законодательство, адаптируя его к складывающимся условиям. Иного пути у страны, только что вышедшей из разрухи, всеобщей изоляции, атмосферы безысходности, просто нет. Вы же знаете, какие испытания выпали на долю государств с более завидной историей, нежели у Абхазии.
Сегодня четко зафиксированы льготы для иностранного капитала, который намерен внедриться в развитие национальной экономики. Когда мы увидим, что действующее законодательство тормозит ускоренное развитие республики, власти незамедлительно приступят к формированию более благоприятного для иностранного бизнеса климата.
- А землю иностранец может купить в Абхазии?
- Как и во многих странах мира, земля в Абхазии не продается. Тем не менее, инвестор - из России или другого государства - сможет взять ее в долгосрочную аренду. Идет работа над проектом соответствующего закона.
- И все же пока основные инвестиции в Абхазию поступают из России?
- Это и не удивительно! Россия гарантировала безопасность гражданам нашего государства, первой признала нас как независимое государство, приняла на себя основную ношу помощи. Но абхазы - благодарный народ. И, уверен, настанет день, когда и Республика Абхазия сможет, в свою очередь, оказать Российской Федерации поддержку на международной арене.
- Вы видите Абхазию как активного игрока на международной сцене?
- Именно так! Огромный интерес к опыту нашей независимости сейчас проявляют государства мира с неопределенным статусом, народы, которые находятся в процессе самоопределения. Уникальный многовековой опыт государственности, который имеет Абхазия, позволяет нам на правах умудренного знаниями друга и помощника вести диалог на эти сложные темы современности. И это право начинают признавать в мире. Приведу свежий пример. На закончившейся недавно Международной конференции солидарности с народом Западной Сахары секретарь Канарской партии Испании, экс-губернатор Канарских островов Кармелио Рамирес заявил, что его партия хотела бы установить прямые связи с Абхазией для более полного информирования испанской общественности о положении дел. Он высоко оценил действия российского руководства в августе 2008 года и выразил сожаление, что политическое руководство Испании в разрешении вопроса Западной Сахары не так решительно, как президент Дмитрий Медведев.
- В мире непогашенных конфликтов и затаенных обид очень много.
- Именно поэтому их надо разрешить к всеобщему благу как можно быстрее. Мы готовы активно участвовать в миротворческих процессах: во-первых, потому, что слишком хорошо знаем, что такое война, во-вторых, понимаем, что у признанного государства перед мировым сообществом больше обязанностей, чем привилегий. Народ Республики Абхазия выстрадал свою свободу и независимость. И теперь мы просто обязаны построить подлинно демократическое правовое государство, чтобы - без всякого к нам снисхождения - всему миру было ясно: да, это государство заслуживает международного признания!