Решать проблемы необходимо комплексно и во всем регионе одновременно. Что происходит, если внимание уделяется только избранным, мы наблюдаем на примере Чечни. Боевики из восстанавливающейся республики переместились к соседям и там, в бедных горных селениях, находят сторонников. Да и Олимпиада, как это ни парадоксально, тормозит развитие Северного Кавказа. Строительство олимпийских объектов вступает в решающую фазу, поэтому проблемы развития северокавказских республик для руководства Южного федерального округа невольно становятся второстепенными, что на самом деле представляет угрозу и для олимпийского проекта. Выделение Северного Кавказа из Южного федерального округа призвано также разделить и финансовые потоки, направляемые на российский Юг. Трансферы, связанные с Сочинской Олимпиадой, и ресурсы, направляемые на проекты экономического развития республик Северного Кавказа, теперь будут контролироваться разными людьми, а значит, потоки не будут смешиваться.
Интересен выбор административного центра округа. Впервые им не стала столица субъекта Федерации. К сведению, в Пятигорске некоторое время находилась администрация особо охраняемого эколого-курортного региона «Кавказские Минеральные Воды» (не путать с городом Минеральные Воды, который также входит в этот регион). Это административно-территориальное образование было создано указом президента Бориса Ельцина 27 марта 1992 года. В регион входят города Георгиевск, Минеральные Воды, Лермонтов, города-курорты Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, а также три муниципальных района Ставропольского края, один район Кабардино-Балкарии и два района Карачаево-Черкесии. Администрация региона сейчас находится в городе Ессентуки. На мой взгляд, размещение столицы округа в уникальном регионе Кавминвод будет способствовать развитию его санаторно-курортного потенциала, а также задает вектор экономическому развитию всего Северного Кавказа. Именно создание инфраструктуры для отдыха, курортного лечения, спорта и туризма способно кардинальным образом изменить здесь ситуацию. В советские годы Кавказ и воспринимался как место для качественного отдыха и лечения. В нынешних экономических реалиях, когда индустрия отдыха является базой для экономического развития во многих странах мира, не использовать те резервы, которые имеются в России, по меньшей мере, недальновидно.
На Юге России необходимо продолжить процесс создания точек роста, начатый в Сочи. Возможно, этот посыл тоже был в числе аргументов при принятии решения о разделении ЮФО и определении местоположения его столицы. Реализация олимпийского проекта объективно снизила интерес к развитию инфраструктуры соседних Кавминвод. Хотя практически полностью вся территория этого региона в части, относящейся к Ставропольскому краю, в 2007 году и стала особой экономической зоной туристско-рекреационного типа. Но при этом Сочи меняется на глазах, а Кавминводы, увы, представляют из себя довольно унылое зрелище. Знаю обо всем этом не понаслышке, так как бывал в регионе и общался с его руководителями. До последнего времени в речах тамошних весьма ответственных лиц чувствовалась нескрываемая зависть к сочинцам. Теперь шансы на ускорение темпов экономического роста усиливаются. Кавминводы могут стать локомотивом Северного Кавказа, а их двухвековой опыт организации курортного дела (датой рождения здешних курортов принято считать 1803 год) должен использоваться в соседних регионах Кавказа.
В создании Южного федерального округа мне видится также пилотный проект новой модели работы властной вертикали. Впервые полпреду придаются экономические полномочия. Впервые перед ним ставятся задачи, в первую очередь, экономического характера, и это подкрепляется приданием ему полномочий вице-премьера. Как задуманное будет реализовываться на практике, пока не ясно. Есть опасность возникновения конфликта экономических интересов между полпредом и главами республик. Вероятнее всего, межрегиональные проекты, связывающие округ в единое целое, будут реализовываться под управлением полпредства, а внутренние экономические проекты – местными властями.
Есть одна проблема, которую создание СКФО не решает. Оставшаяся в ЮФО Республика Адыгея, которая также, как и прочие республики Северного Кавказа, является конфликтогенным регионом, таким образом, выпадает из северо-кавказского проекта развития. Никакого подвоха в этом, конечно, нет. Никакой политики. Чистая география. Адыгея расположена внутри Краснодарского края, который не мог оказаться в СКФО. Руководству ЮФО теперь придется вплотную заняться проблемами Адыгеи, более тесно интегрировав республику, ее туристический потенциал в олимпийский проект.